Секреты «Невидимки»

 

Конспект образовательной деятельности.

Задачи:
  • знакомить детей со свойствами воздуха;
  • учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;
  • учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
  • формировать представления детей о качествах и свойствах воздуха;
  • развивать внимание, наблюдательность, связную речь;
  • воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.
Словарная работа:
невидимка, легкий, тяжёлый, прозрачный, непрозрачный, матовый,  сильный, слабый, звонкий, глухой.
Подготовительная работа: 
Наблюдения за ветром на прогулке. Игры с лентами, флюгерами; чтение стихов о приметах осени и о ветре: «Невидно птиц…» И. Бунина, «Ласточки пропали…» А. Фета; разучивание игры «Дует ветер»; разучивание звуковой игры, направленной на развитие звуковой культуры речи и формирование звукопроизношения [ш] и [с].
Материал:
воздушные шарики с гелием; игрушка — медвежонок; воздушный шарик в сдутом виде; полиэтиленовый мешочек; одноразовые пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка; емкости с водой на каждого ребёнка; листок плотной бумаги на каждого ребёнка; свисток; дудочка; пылесос; одноразовая трубочка- соломинка на каждого ребёнка; музыкальное сопровождение; мыльные пузыри.
Ход образовательной деятельности:
1.Сюрпризный момент: На связке воздушных шаров, наполненных гелием, в окно игровой комнаты влетает игрушечный Винни- Пух с письмом для ребят.
Воспитатель: 
Дети, кто это прилетел к нам на воздушных шарах? (Ответы детей)
Какие красивые шарики!
Какого они цвета? (Ответы детей)
Смотрите, Винни- Пух нам принес письмо, предлагаю его прочитать…
«Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри».
2.Основная часть:
Воспитатель: 
Поможем Винни- Пуху? Раскроем секреты таинственного невидимки?
Отгадаем сначала загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь. 
Без него мы жить не можем.  (Воздух)
 
— Чтобы узнать больше о воздухе, проведем опыты.
Опыт №1.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему обычный шарик (покзывает сдутый шарик) вдруг становится круглым и «воздушным»? (Ответы детей.)
А почему воздух называют «невидимкой»?
Давайте повторим это слово громко по слогам. Почему мы не видим воздух? (Ответы детей).                                                                                                                                               Посмотрите на этот мешочек. Он пуст.
Воспитатель захватывает в него воздух и закрывает надувшийся мешок.
Что мы «поймали» в мешочек?
Почему сквозь мешок все видно? Это значит- воздух какой? (невидимый, прозрачный)
Мы видим окружающие предметы и друг друга сквозь воздух. Это значит, что воздух прозрачный! Давайте, ребята, найдем в нашей группе прозрачные предметы, сквозь которые все видно. А теперь наоборот, предметы не прозрачные, сквозь которые мы ничего не видим.
 
Опыт№2.
Дети, а если наш шарик надуть сильно- сильно, что с ним может случиться? (Ответы детей).
Правильно, шарик может лопнуть, потому что весь воздух не поместится. Скажем Винни- Пуху, чтобы он не надувал свои шарики слишком сильно, а то они лопнут.
А теперь мы будем потихонечку выпускать из шарика воздух и послушаем внимательно… Какой вы услышали звук? ([c-c-c])
Значит, воздух можно услышать? Он издает звук [c].
Представим, что мы превратились в воздушные шарики. Надуваем щеки: [ш-ш-ш], превратились в толстячков. А теперь сдуваем шарики: [с-с-с], стали худышками.
А как еще можно услышать воздух? (Ответы детей). 
Возьмите каждый по листочку бумаги и подуйте на него вот так.
Что мы слышим? 
Воздух умеет свистеть.
Как ещё можно услышать свист воздуха? Давайте посвистим в свисток.
Подскажите мне, пожалуйста, какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть?
Подуем в трубочку. Мы с вами услышали, что воздух может издавать глухие звуки([ш],[с]) звонкие(свист и звуки музыкальных инструментов).
 
Опыт№3.
Мы услышали, как звучит воздух, который выходит из шарика. Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик, то он будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет. Осень принесла нам в подарок красивые яркие листочки. Но вдруг налетел ветер и разбросал все листочки… 
(Воспитатель включает вентилятор, направляя струю воздуха на листочки). Листочки полетели и упали. На что это похоже? Получился настоящий листопад…  Посмотрите- ветер разбросал листочки по ковру. Надо их убрать. Мне поможет вот эта машина. Кто знает её название? (Ответы детей)
У кого дома есть пылесос?
Воспитатель собирает листья с помощью пылесоса.
Так что же умеет делать воздух? (Ответы детей). Воздух умеет передвигать предметы, толкать воздушный шарик, поднимать листья, гнать облака. Значит, воздух сильный. 
3.Физкультминутка
Сейчас, мы с вами поиграем в любимую игру ветра.
Ветер сильно вдруг подул.
Листья с дерева смахнул.
Закружились листья все
Полетели все к земле.
Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения.
Мы с вами уже услышали воздух, давайте разгадаем секрет невидимки и попробуем его увидеть.
 
Опыт№4.
Возьмите стаканчик в руку. Есть в нем что- нибудь? Он пустой! Теперь проверим, действительно ли в стаканчике ничего нет. Опускаем перевернутый стаканчик в воду. Что получается? Попадает ли в стаканчик вода? Нет. Почему? Потому, что воду в стаканчик не пускает воздух. А теперь наклоните слегка стаканчик. Что мы видим? Из- под стаканчика на поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Вот мы и увидели таинственного невидимку! Еще увидеть воздух можно, подув в воду из соломинки. Возьмите соломинки и подуйте в воду. Видите пузырьки? 
 
Опыть№5.
Ребята, что будет,если мы подуем  из соломинки не в воду, а в мыльный раствор? Давайте попробуем надуть мыльный пузырь.
Дети надувают мыльные пузыри.
Почему мыльные шарики летят? Какие они? Если мы бросим камешек, то он полетит? Почему? Сравним камешек и мыльный пузырь. Какие они? (Пузырь легкий, камень тяжелый).   
Ответы детей.
Мы видели, что мыльные шарики летят. Летят они, потому что воздух легкий. Если бы воздух был тяжелый, то шарики, как камешки,падали бы на пол.
5.Итог
Воспитатель:
Ну вот ,теперь вы знаете, почему Винни- Пух может полететь в путешествие на воздушных шариках. Невидимка- воздух помогает мишке. Какие свойства воздуха поднимают нашего путешественника вверх?
Дети перечисляют свойства воздуха.
Давайте, ребята, поблагодарим Винни- Пуха за то, что прилетел к нам по пути в дальние страны, и за интересное задание, благодаря которому мы узнали сегодня много нового.
Счастливого пути!!!