«Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре»

 
титульный
 
Паспорт творческого проекта 
Автор проекта: Мельникова Татьяна Николаевна.
Тип проекта:
По доминирующему методу- исследовательский, творческий.
По числу участников- групповой
По времени проведения- краткосрочный.
По характеру контактов:
Ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По профилю знаний:
Монопроект.
По характеру участия ребенка:
Участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта:
Родители и дети средней группы
Руководитель:
Воспитатель средней группы.
Средства реализации:
Помощь родителей.
Цель проекта:
Приобщение  детей  и родителей к истокам русской народной культуры; расширение представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
 
Задачи проекта:
  1. Развивать у детей интерес к истории возникновения народной куклы;
2.Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
3.Формировать умения изготавливать куклы своими руками;
4.Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;
  1. Раскрыть творческие способности родителей.
6.Вовлечь пассивных родителей  в продуктивную деятельность.
7.Создать условия для совместного оформления мини-музея кукол.
Проблема:
Дети и родители  в недостаточной степени имеют представление об истории кукол.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель:
Организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей и оформление выставки  в группе, также проводит МК по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»
Дети:
Принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Родители:
Совместно с детьми и воспитателем создают мини-музей кукол и участвуют в изготовлении кукол.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Информационная ширма для родителей «Народные куклы»; образцы изготовления кукол.
Материально-техническое:
Средства массовой информации – интернет. Материал для художественной  и продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.
Родители найдут возможность принять участие в предложенных конкурсах, привлекая детей к совместному творчеству.
Содержание проекта:
В марте 2014 года,  готовясь к кукольному спектаклю, я шила  перчаточную куклу-Петрушку. Дети обступили меня и удивлённо смотрели, спрашивали, о  том, что я делаю. Они думали, что все куклы и игрушки можно купить только в магазине. Отсюда был сделан вывод о необходимости  реализации краткосрочного  проекта. Родителям средней группы №9  было предложено изготовить совместно с детьми  тряпичные куклы. Устно опросив родителей, выяснилось, что затруднения вызывает отсутствие  знаний и образцов  изготовления. Поэтому, заинтересовавшимся семьям, воспитателем были предложены консультации по теме проекта, образцы для создания кукол (образцы из методической литературы, интернета).
Параллельно с этим,  малоактивным родителям ,воспитателем предлагался МК по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»
На протяжении второй недели родителями были представлены изготовленные вместе с детьми куклы. С целью предоставления возможности большему количеству родителей ознакомиться с изготовленными игрушками, мы оформили мини-музей кукол в группе.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.
Изучение сайтов с материалами по теме проекта образцами изготовления народных кукол.
Изучение литературы, содержащей  материал и образцы изготовления  игровых и обрядовых кукол.
Основной этап.
Чтение  и разучивание с детьми  стихов о куклах.
Беседы с детьми о любимых  игрушках.
Знакомство с народными куклами, используя интернет ресурсы.
Игры с различными куклами: бумажными, текстильными, «Барби», пупсами и т.д.
Продуктивная деятельность совместно с детьми и родителями. (Изготовление кукол)
Оповещение родителей о предстоящей выставке.
Индивидуальные консультации родителей по этапам изготовления поделок.
Оформление мини-музея.
Фиксирование работ (фотографирование)
Завершающий этап.
Оформление и презентация   «Наши куклы» в мини музее.
Совместная деятельность с детьми  по организации показа сказки с участием  театра пальчиковых кукол.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Срок проведения: 1-я неделя проектирования
Мероприятия
Ответственные
Ожидаемый результат
1
Подбор материалов по теме проекта
Воспитатель
Родители
Создание базы для реализации проекта
 
Составление плана основного этапа проектирования
Воспитатель
Разработана стратегия решения возникших проблем
Основной этап
Срок проведения: 1-я неделя проектирования
Мероприятия
Тема
Задачи
Участники
Ожидаемый результат
1
Совместная деятельность
Чтение  и разучивание стихов о куклах:
Барто.А, Л.Рубальской,
И.Фединой,
Г.Заславской
Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
Воспитатель
Дети
Дети имеют представления о различных кукла и истории их появления.
2
Совместная деятельность
Беседы с детьми о любимых  игрушках.
Знакомство с народными куклами, используя интернет ресурсы.
Игры с различными куклами: бумажными, текстильными, «Барби», пупсами и т.д.
 
Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства. формировать  социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки.
Воспитатель
Дети
Дети имеют представления об игрушке, как необходимом атрибуте в различных играх.
3
Продуктивная деятельность
Изготовление  рисунков на тему «Кукла в сарафане», «Моя любимая игрушка», изготовление кукол-пеленашек.
 
Развивать творческие способности  и применять полученные навыки при изображении игрушек и кукол.
Воспитатель
Дети
Дети, используя различные материалы, приёмы  для создания  своих работ.
4
Рекомендации, раздаточный материал
 «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре», «Типы традиционных кукол», МК по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»
 
Предоставить возможность большему количеству родителей принять участие в изготовлении кукол.
Воспитатель
Родители
 
Дети совместно с родителями изучают предложенный материал, используют его в процессе продуктивной деятельности.
5
Информационная ширма
«Эти разные, разные куклы»
Расширить знания родителей и интерес  по теме проекта.
Воспитатель
Родители
 
Родители изучают предложенный материал.
Завершающий этап
Срок проведения 2-я неделя
Мероприятия
Ответственные
Ожидаемый результат
1
Оформление выставки детских работ в раздевалке.
Воспитатель.
Презентация результатов работы
2
Оформление работ в мини-музее и презентация «Наши куклы» в мини музее.
 
Воспитатель
Родители, дети.
Родители и дети могут презентовать свои работы.
3
Совместная деятельность с детьми  по организации показа сказки с участием  театра пальчиковых кукол.
 
Воспитатель, дети.
Дети принимают активное участие в показе сказки «Зайкина избушка» с использованием кукол пальчикового театра.
4
Оформление портфолио проекта
Воспитатель
 
Результаты: обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились: это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.
 
Знают взрослые и дети, куклы разные на свете.

Знают взрослые и дети, куклы разные на свете.

IMG_4317

А ещё есть тряпичные народные куклы-и они нам очень нравятся!!!

А ещё есть тряпичные народные куклы-и они нам очень нравятся!!!

Хотим научиться делать кукол из лоскутов!

Хотим научиться делать кукол из лоскутов!

Для таких кукол нужны только ножницы и лоскуты ткани...

Для таких кукол нужны только ножницы и лоскуты ткани…

Это очень интересно!

Это очень интересно!

Мы очень старались!

Мы очень старались!

Для наших кукол мы решили открыть мини-музей!!!

Для наших кукол мы решили открыть мини-музей!!!